Выбор скорости чтения в зависимости от предустановки читателя
Проблема медленно воспринимающих новую информацию через книги читателей не в том, что они не используют техники чтения (скорочтение, быстрое чтение), а по совершенно иным причинам. Проблема лежит в пред-отношении (кстати, тему предустановки хорошо разработал Узнадзе) к читаемому документу. Текст может быть полезным или не полезным (бесполезным) в зависимости от отношения к нему.
Чтобы доказать, тот факт, что психологическая или фактографическая установка влияет на отношение к прочитанному, я приведу следующий простой пример. Подумайте, о чем сказано в этих строчках:
Жуки побеждают не потому, что бьются своими головами о стены, а потому, что берут их приступом. Жуки перелазят через стены, а не разрушают их.
(«Сказки о жуках и прочей живности»)
Задержитесь некоторое время. Не нужно читать дальше. Просто подумайте, о чем вы только что прочитали? Сложите свое отношение.
...
Не читайте дальше
...
Сложите представление о прочитанном
...
А теперь я открою пред вами секрет. Я изменил некоторые слова в высказывании ныне модного эзотерического писателя фантаста. Вот как звучал оригинал:
Воины выигрывают битвы не потому, что они бьются своими головами о стены, а потому, что прыгают через стены; они не разрушают стены.
(«Сказки о силе») Кастанеда
А теперь подумайте, как изменилось восприятие (понимание) цитаты, после того, как узнали некоторые дополнительные подробности об измененных словах и об авторе. Например, то, что речь идет не о жуках, а о Воинах (с большой буквы), и что строки принадлежат Кастанеде!
Подумайте, в какой момент произошло изменение восприятие текста (изменилось отношение к нему). Возможно перескок на другую реальность произошел в секунду, когда вы прочитали слово «Кастанеда». Как произошло изменение смысла? Что изменилось вокруг?
Этот простой пример показывает, что очень в много в понимании окружающего пространства зависит от предварительного настроя и предварительных знаний. Если для вас имя Кастанеда что то значит, то, книги, написанные этим человеком будут считаться почти священными. Если же вы не его поклонник, то текст будет окрашен в нейтральные цвета.
Как это все можно применить к скорочтению?
Перед чтением нужно обязательно сформулировать свое отношение к будущей информации. Найти реперы, которые будут показывать на сколько полезным является текст. Например, можно просмотреть книгу и обратить внимание на те места, где автор говорит об ошибках, жизненных примерах, обратить внимание на иллюстрации...
А еще, пред чтением, следует представить (визуализировать) то, что вы хотели бы узнать.
И лишь после того, как проделана предварительная работа по постановке цели начать читать или быстро - чтобы удостовериться в том, что в прочитанном, и действительно нет ни чего дельного, или медленно - потому что вы решили что текст очень важный, или выборочно.
Без формулирования предварительного отношения к воспринимаемой информации скорость чтения будет выбрана случайно и скорее всего не верно!
С уважением,
Сергей Михайлов,
автор курса быстрого чтения (скорочтения).